Реклама

Партнеры сайта

Причины изменения технического состояния автомобиля


Содержание автомобиля в исправном состоянии в зна­чительной степени зависит от его владельца, водителя, его ква­лификации, знания им материальной части автомобиля и пра­вил технической эксплуатации, мастерства и от бережного к нему отношения. Однако в процессе эксплуатации свойства автомобиля не остаются постоянными. Надежность автомо­биля и его динамические качества снижаются, что отражается на безопасности движения, повышенном расходе горюче-сма­зочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков и шумов. Это результат вредных процессов, происхо­дящих в агрегатах и системах автомобиля, которые накапли­ваются в течение всего времени существования автомобиля и постоянно влияют на его работоспособность и надежность. Работоспособность автомобиля — это состояние, при кото­ром значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-тех­нической или и/или конструкторской документации.

Работоспособность автомобиля зависит от его надежнос­ти — сложного свойства, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Долговечность автомобиля означает его свой­ство сохранять работоспособное состояние до наступления пре­дельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Определяется долговечность устанав­ливаемым предприятием-изготовителем ресурсом — амортиза­ционным сроком службы до предельно допустимых износов деталей основных механизмов и агрегатов, вызывающих необходимость прекращения эксплуатации или проведения капиталь­ного ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять рабо­тоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Ремонтопригодность является свойством автомобиля, которое заключается в приспособленности к пре­дупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению рабо­тоспособного состояния путем проведения технических осмот­ров и ремонтов. Качественно проведенные технический ос­мотр и ремонт значительно уменьшают возможности развития вредных процессов, различных причин неисправностей, про­исходящих в агрегатах и системах автомобиля.

К вредным процессам, основным причинам возникнове­ния неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей, усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабо­чих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его до­пустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образо­вываться на стенках головки блока цилиндров, на днище пор­шня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-техни­ческих документов, с содержанием в них механических приме­сей, температурное влияние окружающей среды и т.д.

Изнашивание является процессом постепенного измене­ния размеров, формы и состояния поверхности детали, про­исходящего при трении. Результат изнашивания, определяе­мый в установленных единицах, называется износом. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Есте­ственный износ появляется в результате трения, действия вы­соких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплу­атации. Величина износа в этом случае нарастает медленно, и продолжительная работа автомобиля происходит без особого нарушения рабочих характеристик.

 

Износы ускоренные и аварийные возникают в результа­те некачественного технического обслуживания и ремонта ав­томобилей, низкого качества материалов, применяемых для изготовления агрегатов автомобиля, а также из-за недорабо­ток в конструкции автомобиля.

При ускоренных и аварийных износах процесс изнаши­вания происходит быстро, он сопровождается разрушением деталей и другими неисправностями, при которых дальней­шая эксплуатация автомобиля становится невозможной.

Выделяют несколько видов изнашивания:

  • абразивное,
  • усталостное,
  • эрозионное,
  • изнашивание при заедании, фретинг-коррозии и фретинге.

Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное

и усталостное относят к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии — к коррозионно­механическому.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся меж­ду поверхностями трения. Эти частицы попадают в виде пыли, песка между трущимися деталями, например, тормозными накладками колодок и барабанами, и резко увеличивают их износ. В кривошипно-шатунном механизме и ряде других в ка­честве абразивных частиц служат сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.

Усталостное изнашивание происходит из-за того, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и нагрузок становится хрупким и выкрашивается, об­нажая лежавший под ним менее твердый и изношенный слой. Такое изнашивание случается на зубьях шестерен, зубчатых колес, на беговых дорожках колец подшипников качения. Уста­лостные разрушения возникают при циклическом приложе­нии нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. Происходит постепенное накопление трещин, что при­водит к усталостному разрушению детали.

Эрозионное изнашивание наблюдается в результате воз­действия потока жидкости или газа. На автомобиле такое изнашивание происходит на рабочих поверхностях тарелок выпускных клапанов двигателя и жиклерах карбюратора.

Изнашивание при заедании происходит в результате вы­рывания материала деталей и переноса его с одной поверхно­сти на другую. Это приводит к появлению задиров на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению.

Изнашивание при фретинге является механическим из­нашиванием соприкасающихся деталей при малых колебатель­ных движениях. Если при этом агрессивно действует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изна­шивание может происходить, например, в местах контакта вкла­дышей шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.

Электроэрозионное изнашивание проявляется в измене­нии поверхностей деталей в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока, например, между элек­тродами свечей зажигания.

Пластические деформации и разрушения связаны с дости­жением или превышением пределов текучести или прочно­сти, соответственно, пластичных (сталь) и хрупких (чугун) ма­териалов деталей, что может происходить при перегрузке автомобиля, неправильном управлении, дорожно-транспорт­ном происшествии.

Коррозия появляется на поверхностях деталей в резуль­тате химического или электрохимического взаимодействия ма­териала детали и агрессивной окружающей среды, приводя­щего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Корро­зии способствуют сохранение влаги на металлических повер­хностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.

Вредные процессы могут протекать с разной скоростью — быстро, медленно, со средней скоростью. К быстропротекающим процессам относят вибрации узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебания рабочих нагру­зок и другие процессы, оказывающие влияние на взаимное положение деталей и узлов и изменяющие, искажающие цикл работы автомобиля. Периодичность изменения быстродейству­ющих процессов измеряется долями секунды.

Процессы средней скорости могут измеряться минутами и часами. В основном на них влияют климатические условия эксплуатации, такие, как влажность воздуха, температура авто­мобиля, температура окружающей среды и др.

Медленные вредные процессы могут длиться дни и ме­сяцы. К таким процессам относят изнашивание деталей, кор­розию, усталость металла и т.д. Изнашивание рабочих поверх­ностей деталей подвижных сопряжений приводит к увеличению зазора, что в некоторых случаях вызывает повышение дина­мической нагрузки и интенсивность изнашивания, например, подшипников скольжения, шейки коленчатых валов и т.д.

В блоках цилиндров и в других литых корпусных дета­лях внутренние напряжения вызывают деформацию блока и иные нарушения, в результате которых скорость изнашива­ния деталей кривошипно-шатунного механизма повышается и возрастает вероятность искажения геометрической формы деталей.

Одной из причин возникновения неисправностей в авто­мобиле является старение деталей, которое заключается в изме­нении физико-химических свойств материалов в процессе экс­плуатации и при хранении автомобиля и его частей под действием нагрева или охлаждения, солнечной радиации, влажности. В ре­зультате старения резинотехнические изделия теряют эластичность и растрескиваются, в топливе, маслах и эксплуатационных жид­костях наблюдаются окислительные процессы, которые изменя­ют их химический состав и приводят к ухудшению эксплуатаци­онных свойств, поэтому эксплуатационные свойства смазочных материалов, топлива, специальных жидкостей, таких как тормоз­ные, амортизаторные, низкозамерзающие, и воды, применяемых в автомобилях, должны отвечать требованиям, соответствующим нормативно-техническим документам.

Проверить качество масла в поддоне картера двигателя можно следующими простыми способами:

  • • по цвету масляной пленки на маслоизмерительном стер­жне. Если сквозь масляную пленку хорошо видны метки на щупе, то качество масла считается хорошим, если же метки не видны или заметны плохо, то это свидетельствует о загрязнен­ности масла и необходимости его замены;
  • • по масляному пятну на белой фильтровальной или пис­чей бумаге. Если пятно от капли масла, нанесенной маслоизмерительным стержнем, имеет сердцевину черного цвета, то масло следует заменить;
  • • по запаху — масло не должно содержать топлива;
  • • на ощупь — капля масла между пальцами должна иметь определенную тягучесть и липкость.

Вязкость масла проверяют специальным прибором.

Причиной возникновения неисправностей в двигателе, например, может быть нарушение процессов смесеобразо­вания, зажигания, термодинамических процессов сгорания, в агрегатах трансмиссии — увеличение зазора в сопряженных деталях и появление ударных нагрузок. Большинство неис­правностей в силовом и других агрегатах и механизмах авто­мобиля возникают вследствие износа деталей — цилиндров и поршней, шатунных и коренных шеек коленчатого вала, ра­бочих поверхностей клапанов двигателя и других деталей. Кроме того, возможны повреждения, нарушающие исправное состояние составных частей автомобиля, но они возникают относительно редко. Поэтому для профилактики неисправно­стей следует не допускать проявления предельных износов. Для этой цели и предназначена система технического обслужи­вания и ремонта автомобиля, а также применение эксплуатаци­онных материалов — масел, смазок, топлива, охлаждающих и специальных жидкостей — в соответствии с требованием конструкторской документации. Долгий срок эксплуатации достигается качественным проведением ремонта и техни­ческого обслуживания, своевременным контролем и заменой

 

защитных чехлов, заменой или очисткой воздушных, масля­ных, топливных фильтров, препятствующих попаданию на трущиеся поверхности деталей абразивных частиц, а также сво­евременным и качественным выполнением крепежных и ре­гулировочных работ, включающих регулировку клапанов, на­тяжение цепи двигателя, регулировку углов установки колес, подшипников ступиц колес и др.

Чтобы уменьшить изнашивание деталей при эксплуата­ции автомобилей необходимо своевременное восстановление защитного покрытия днища кузова, своевременный уход за лакокрасочным покрытием кузова и других подверженных коррозии деталей.

Кроме того, на изменение технического состояния авто­мобилей влияют условия их эксплуатации: дорожные усло­вия, определяющие режим работы автомобилей и характери­зующиеся технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия; условия движения; условия перевозки; сезонные условия, связанные с колебаниями окружающего воздуха и изменением дорожных условий по времени года; природно-климатические условия, зависящие от температуры окружающего воздуха, влажности, уровня солнечной радиа­ции и др. При разных условиях эксплуатации значения показа­телей надежности автомобилей будут различаться, что скажется и на показателях эффективности технической эксплуатации.

Оставить комментарий

*

Яндекс цитирования