Реклама

Партнеры сайта

Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения


Генератор (рис. 39) является основным источником электрической энергии на автомобиле. Он служит для питания всех потребителей электрической энергии и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Крепится генератор к двигателю и приводится в движение клиновидным ремнем, идущим от коленвала. Для поддержания напряжения генератора в определенных пределах в крышку со стороны контактных колец встроен закрытый кожухом регулятор напряжения. Через каждые 15 тыс. км пробега автомобиля проверяют и при необходимости подтягивают крепления кронштейна к двигателю, а также крышек генератора к кронштейнам. Кроме того, проверяют надежность крепления и чистоту наконечников проводов в местах подсоединения к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батареи.


Рис. 39. Генератор фирмы Bosch:
1 — ременной диск; 2 — диск вентилятора; 3 — передняя часть корпуса; 4 — фиксирующая пластина; 5 — контактные кольца; 6 — задняя часть корпуса; 7 — регулятор напряжения; 8 — плата с диодами; 9 — статор; 10 — подшипники; 11 — ротор; 12 — шайба; 13 — распорный диск

Чтобы удалить пыль и грязь, через 50—60 тыс км пробега автомобиля генератор продувают сжатым воздухом и проверяют состояние щеточного узла, перемещение щеток в гнездах, которое должно происходить свободно, без заеданий, высоту щеток. При необходимости подтягивают гайку крепления шкива и стяжные винты генератора.
Неисправность генератора определяют по контрольной лампе, вольтметру, амперметру. Основными неисправностями генератора, характерными для многих автомобилей, являются следующие: при включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы работают, вольтметр показывает нормальное напряжение при работе двигателя. Причинами неисправностей в этом случае могут быть:
• обрыв в цепи питания контрольной лампы;
•перегорание контрольной лампы.
При включении зажигания не загорается контрольная лампа, контрольные приборы не работают. Причинами могут быть:
• перегорание предохранителя в монтажном блоке;
• обрыв в цепи питания комбинации приборов;
• не срабатывает реле зажигания или выключатель.
После запуска двигателя контрольная лампа горит, стрелка
вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы, после нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальное напряжение. Причиной неисправности может быть то, что генератор не возбуждается на малых оборотах двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов в монтажном блоке.
При работе двигателя контрольная лампа горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Причинами могут быть:
• короткое замыкание или обрыв в диодах питания обмотки возбуждения;
• повреждения регулятора напряжения — короткое замыкание между выводами «В» и «Ш»;
• обрыв в одном или нескольких вентилях;
• обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»;
• короткое замыкание на «массу» выводов обмотки возбуждения генератора.
При работе двигателя контрольная лампа не горит, стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или постепенно отклоняется в начало шкалы. Причины могут быть следующими:
• отсутствие контакта между выводами «В» и «Ш» регулятора напряжения и выводами щеток;
• износ или зависание щеток;
• окисление контактных колец;
• повреждение регулятора напряжения — обрыв цепи между выводом «Ш» и «массой»;
• отсоединение провода от вывода «В» щеткодержателя;
• короткое замыкание в положительных вентилях;
• от контактных колец отпаялись выводы обмотки возбуждения.
При работе генератора слышен повышенный шум. Причинами могут быть:
• ослабление гайки шкива генератора;
• повреждение подшипников генератора;
• короткое замыкание в одном из вентилей генератора;
• межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора.
При работе двигателя стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы. Причиной является повреждение регулятора напряжения — короткое замыкание между выводом «Ш» и «массой».
Если при всех режимах работы двигателя горит красная контрольная лампочка, а вольтметр показывает ниже 13,5 В (ниже зеленой зоны шкалы), амперметр показывает разряд, то или генератор, или регулятор напряжения неисправны. Сначала проверяют исправность аккумулятора, затем натяжение ремня привода генератора, надежность крепления проводов на зажимах, а также износ контактных щеток. Если после проверки и запуска двигателя неисправность не исчезла, необходимо снять и проверить генератор. Если напряжение генератора поднимается выше нормы (аккумулятор кипит), причиной может быть неисправность регулятора напряжения, работа которого заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока нагрузки генератора.
Проверить работу регулятора напряжения можно как на автомобиле, так и после снятия регулятора. Проверку на авто
мобиле производят вольтметром постоянного тока со шкалой до 20 В. Запускают двигатель, дают ему поработать 20 мин на средних частотах вращения, включают фары и измеряют напряжение между выводом клеммы и корпусом генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,6-14,6 В.
Если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения заменяют. Снятый с автомобиля регулятор напряжения проверяют по схеме, приведенной на рис. 40.


Рис. 40. Проверка регулятора напряжения: а — установленного отдельно от генератора; б — установленного в генераторе 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа

Регулятор, встроенный в генератор, лучше проверять в сборе с щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя. Между выводами «Ш» и «В» регулятора или между щетками на генераторе включают лампу 1—3 Вт. К выводам «Б» и В»» и к корпусу регулятора присоединяют источник питания сначала с напряжением 12 В, затем 15 В. Если регулятор исправен, в первом случае лампа должна гореть, а во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой; если лампа в обоих случаях не горит, то или в регуляторе произошел обрыв, или нет контакта между щетками напряжения. Необходимо осмотреть и поправить контакты, а также проверить, хорошо ли соединен корпус регулятора с массой через крепежные винты.

Оставить комментарий

*

Яндекс цитирования