Реклама

Партнеры сайта

Трансмиссионные масла


Для смазки коробки передач, ведущего моста, раздаточной коробки, рулевого управления с целью уменьшения потерь на трение, предохранения деталей трансмиссии от коррозии, отвода тепла от зоны контакта применяют трансмиссионные смазочные масла, которые, чтобы обеспечивать надежную и длительную работу агрегатов трансмиссий, должны обладать следующими качествами: иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения; не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии; обладать противоизносными, противозадирными, антипенными, вязкостно-температурными свойствами; иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой; обладать совместимостью с резиновыми уплотнителями.
Замена трансмиссионных масел проводится примерно через 50-100 тыс. км пробега автомобиля, поэтому их доля в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации довольно мала — всего 0,5%. Однако трансмиссионные масла в автомобиле испытывают высокие нагрузки. Так, давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных — до 4000 МПа; скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление измеряется в диапазоне 20-25 м/с в червячных, 15 м/с и более в гипоидных, 1,5—12 м/с в конических и цилиндрических передачах; рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200°С, а в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный нагрев до 300°С и выше. В результате таких нагрузок могут происходить усиленный износ, точечное выкрашивание зубьев шестерен (питтинг), задиры и т.д.
Автоматические коробки передач включают несколько совершенно разнородных агрегатов — гидротрансформатор,
шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, поэтому и функции масла очень широки. К маслам, применяемым в автоматических коробках передач, предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным свойствам, чем применяемым в других агрегатах. Такое масло, кроме смазки и охлаждения, должно еще передавать крутящий момент.
Как правило, трансмиссионные масла имеют нефтяную (минеральную) основу, однако в наше время все больше появляется синтетических и полусинтетических масел. Чтобы масла обладали специфическими и функциональными свойствами, в основу вводят различные присадки — антикоррозийные, защищающие, противозадирные и др. Главным свойством трансмиссионных масел является вязкость. Она обусловливает противоизносные характеристики масла, сопротивление проворачиванию, что особенно важно в зимнее время. Данный показатель имеет большое значение для обеспечения нормальной работы сальников.
Основным сортом трансмиссионного масла для заднеприводных легковых российских автомобилей является универсальное масло ТМ—5—18, которое имеет еще одно, более распространенное обозначение — ТАД—17И. Масло применяют для коробки передач, рулевого управления, главной передачи; кроме того, его можно использовать как всесезонное масло для автомобилей в зонах с умеренным климатом. Маркировка масла ТМ-5-18 означает; ТМ — трансмиссионное масло; 5-группа масла, имеющая многофункциональные и противозадирные присадки; 18—класс вязкости, т.е. при температуре 100°С это масло имеет вязкость около 18 сТс.
Классификация по вязкости SAE (международная) делит масла на 7 классов: четыре зимних и три летних. Если масло всесезонное, применяют двойную маркировку, например, SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т.д.
В качестве универсальных трансмиссионных масел, которые используют в главных передачах ведущих мостов, применяются масла GL—4 и GL—5. Эти масла применяют в коробках и раздаточных коробках. Масло ТМ—5—18, применяемое в агрегатах трансмиссии автомобилей России, соответствует по классификации SAE маслу 80W-90, а по классификации API — группе GL—5. Аналогами данного масла являются зарубежные масла, имеющие в соответствии с международной классификацией API маркировку GL-5, например масла «Spirax ND90», производителем которых является фирма «Shell», «Mobilube ND90» фирмы «Mobil» и другие.
Для зарубежных автомобилей в автоматических коробках передач применяют масла «Туре F», «Dexron», «Мегсоп» или по заводской спецификации «Mercedes-Benz», «Tojota» и др., которые в основном различаются фрикционными характеристиками и представляют собой минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Масла для автоматических коробок передач, в отличие от механических, красного цвета.

Оставить комментарий

*

Яндекс цитирования